О законодательной основе нормативной базы в области метрологии

С.И. Донченко

ФГУП «ВНИИФТРИ», Менделеево, Московская обл,
director@vniiftri.ru

«Альманах современной метрологии» № 4 (5) 2015, стр. 7–10

Статья в полном объеме (PDF)

УДК 006.91.821

Время неумолимо стремится вперёд, внося свои коррективы во все сферы деятельности нашего общества: политическую, экономическую, экологическую, социальную, научную, в том числе в её составную часть — метрологическую.
Современная метрология, подводя итоги своего развития в последние годы, не может обойти вниманием такие важные события, определяющие её дальнейшее развитие на предстоящий период, как принятие двух федеральных законов: № 254-Ф3 от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» [1] и Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-Ф3 от 29 июня 2015 г. [2].
Определены следующие стратегические цели, намеченные федеральными законами: обеспечение российской экономики метрологической структурой мирового уровня; повышение государственного метрологического надзора и государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов.
Свои коррективы в деятельность метрологических учреждений вносит и такое важное политическое событие, как подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, в котором большое внимание уделено принципам и правилам ведения согласованной политики государствами — членами Союза в области технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Выполнение требований Договора в части обеспечения единства измерений является важной задачей национальных метрологических институтов. На них сегодня ложится особая ответственность за соблюдение правил и требований Евразийской экономической комиссии, являющейся постоянно действующим регулирующим органом Евразийского экономического союза, определяющей порядки: проведение метрологической экспертизы проектов технических регламентов Союза, правки перечня стандартов, применяемых при оценке требований технических регламентов; организации проведения межлабораторных сличений; метрологической аттестации методик (методов) измерений; утверждения типа средств измерений и стандартных образцов; организации поверки и калибровки средств измерений; взаимного представления сведений в области обеспечения единства измерений, содержащихся в информационных фондах государств — членов Евразиатского экономического Союза.
Потребуется самое внимательное отношение к внесённым изменениям в соответствующие нормативные правовые акты в области обеспечения единства измерений, представляемые Евразийской экономической комиссией с целью гармонизации законодательства в этой области стран, входящих в Союз, соблюдение правил взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений, применяемых к средствам измерений, изготовленным на территории стран — членов Союза.
В Федеральном законе «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» № 412-Ф3 от 28.12.2013 г. приведены конкретные виды метрологических работ, для выполнения которых предусмотрена аккредитация. В настоящее время актуальным становится выполнение всех мероприятий Плана по обеспечению международной интеграции национальной системы аккредитации и устранение препятствий для признания Российской системы аккредитации, связанных с особенностями организации системы обеспечения единства измерений в Российской Федерации.
Тщательно изучая и принимая все изменения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений» № 254-Ф3 от 21 июля 2014 г. (имеется в виду в первую очередь расширение сферы государственного регулирования; уточнение содержания других видов деятельности; уточнение некоторых понятий, включая понятие самой метрологической службы, когда в качестве неё может выступать подведомственная организация федерального органа исполнительной власти, а не только его подразделение или должностное лицо; новая редакция таких метрологических понятий, как «передача единицы величины», «прослеживаемость»; дополнительное введение понятий, в частности «референтная методика», «первичная референтная методика», и др.), метрологические организации за последнее время проделали большую работу по совершенствованию правил и технических основ обеспечения единства измерений в стране. Особую важность для перспективной деятельности метрологических институтов представляет установление в новой редакции Закона дополнительных технических требований к конструкции эталона единицы величины, которые позволяют обеспечить ограничение доступа к его определённым частям, чтобы предотвратить несанкционированные действия, способные привести к недостоверному воспроизведению, хранению и передаче единицы величины.
Известно, что каждый эталон — это комплекс уникальных средств измерений и вспомогательных устройств, обеспечивающих воспроизведение единицы физической величины с наивысшей точностью. Совершенствование эталонов, повышение их точности имеет своим последствием содействие быстрому прогрессу науки и техники.
Национальная эталонная база необходима для выполнения практически всех работ по приоритетным направлениям развития науки, технологий РФ. Совершенствование государственных эталонов, создание новых, повышение их точности необходимы для обеспечения единства измерений при решении стратегических общегосударственных задач, таких как создание системы метрологического обеспечения ГЛОНАСС, которое Правительством РФ было возложено на Росстандарт.
Главный метрологический центр Государственной службы времени и частоты ВНИИФТРИ ведёт постоянную работу по развитию и поддержанию в технической и эксплуатационной готовности средств фундаментального и метрологического обеспечения системы ГЛОНАСС, по совершенствованию средств эталонной базы, систем передачи эталонных сигналов частоты и времени, определения параметров вращения Земли, метрологического контроля за передачами ЭСЧВ по различным каналам связи. Приоритетом является поддержание непрерывной работы Государственного эталона времени и частоты, повышение точности воспроизведения, хранения и передачи результатов единиц времени, частоты и национальной шкалы времени.
Именно на государственные первичные эталоны единиц времени замыкаются высокоточные средства ГЛОНАСС, входящие в состав практически всех её составных частей, в том числе радиотехнические средства системы ГЛОНАСС, средства измерений длины, гравиметрические средства измерений, бортовые и наземные оптические средства. Это ещё раз подтверждает важность дальнейшего развития и совершенствования эталонной базы страны как стратегической задачи всех метрологических организаций на предстоящий период, что и подтверждено новыми федеральными законами.
Уровень поддержания национальных эталонов, демонстрируя компетентность национальных метрологических институтов в своей области, имеет первостепенное значение для подтверждения калибровочных возможностей страны в соответствии с СМС-строками, опубликованными на сайте BIPM.
Поддержанию этого уровня во многом способствуют проверки международных и региональных метрологических организаций, в частности КООМЕТ, проводимые в рамках реализации Соглашения CIPM MRA «О взаимном признании национальных эталонов и сертификатов калибровки измерений, выдаваемых национальными метрологическими институтами». Сошлёмся на результаты проверки в июле и августе с.г. комиссией КООМЕТ системы менеджмента качества ФГУП «ВНИИФТРИ» и его Восточно-Сибирского филиала. Комиссией, наряду с рассмотрением вопросов управления качеством, работы административных и вспомогательных подразделений основное внимание было уделено работе лабораторий, где хранятся, эксплуатируются и совершенствуются государственные эталоны по основным видам измерений, представленных в институте и филиале: измерениям времени и частоты, электромагнитным, магнитным, акустическим, физико-химическим, термометрическим измерениям, измерениям ионизирующих излучений, твёрдости, радиоактивности, ультразвука, вибрации и др. Комиссия дала положительную оценку Национальному метрологическому институту ВНИИФТРИ. Вручено свидетельство о подтверждении международного признания действующей системы менеджмента качества ВНИИФТРИ.
В заключение следует подчеркнуть важность предстоящей работы по корректировке нормативной базы в области обеспечения единства измерений в связи с выходом новых федеральных законов, внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Объём работы предстоит большой, и он будет способствовать формированию инновационного потенциала страны, модернизации экономики, повышению качества продукции.

Цитируемая литература

1. Федеральный закон № 254-Ф3 от 21 июля 2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений».

2. Федеральный закон № 162-Ф3 от 29 июня 2015 г. «О стандартизации в Российской Федерации».

Статья в Научной электронной библиотеке eLIBRARY. 
Оформить подписку и купить печатные номера журнала у издателя.