Нормативно-правовая и методическая базы системы обеспечения единства измерений

С.И. Донченко

ФГУП «ВНИИФТРИ», Менделеево, Московская обл.
director@vniiftri.ru

«Альманах современной метрологии» № 3 (19) 2019, стр. 8–10

Статья в полном объеме (PDF)

УДК 006.91 

Приводятся основные составляющие нормативно-правовой и научно-методической баз системы обеспечения единства измерений.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, научно-методическая база, обеспечение единства измерений, задачи, метрологические институты.

В государственной системе обеспечения единства измерений одним из важных звеньев являются нормативно-правовая и научно-методическая базы. Главными представителями здесь являются государственные метрологические институты, чьи функции определены Федеральным законом «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 года № 102-Ф9, ст. 21.
В числе основных задач, определённых этим законом, можно назвать проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности по обеспечению единства измерений; разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц в различных областях измерений. Среди основных задач представлены также участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений, проведение обязательной метрологической экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации, требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений.
Основные элементы нормативно-правовой и методической баз обеспечения единства измерений приведены в ГОСТ Р 8.000-2000.
Ежегодно метрологические институты разрабатывают и пересматривают десятки нормативно-технических документов государственной системы обеспечения единства измерений, относящихся к сфере их ответственности, в том числе проекты государственных стандартов, документов на поверочные схемы.
В целом же существующие нормативно-правовая и методическая базы выполняют возложенные на метрологические институты функции по обеспечению единства измерений. Вместе с тем нормативная база требует постоянного совершенствования, приведения в соответствие с требованиями новых правовых актов, международных стандартов и рекомендаций, а также нормативного обеспечения новых и развивающихся видов измерений, внедрения международной терминологии в области метрологии.
В сфере ответственности метрологических институтов государственное регулирование обеспечения единства измерений осуществляется в формах:
−     испытание средств измерений в целях утверждения типа;
−     испытание стандартных образцов в целях утверждения типа;
−     поверки средств измерений;
−     калибровки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений и метрологические экспертизы.
Что касается одного из ведущих национальных метрологических институтов — ФГУП «ВНИИФТРИ», в сферу его ответственности входит также деятельность ГСВЧ. Группа тайм-серверов ФГУП «ВНИИФТРИ» включена в состав передающих средств эталонных сигналов частоты и времени ГСВЧ РФ и осуществляет регулярную передачу сигналов точного времени через глобальную сеть Интернет. Число обращений к тайм-серверам ФГУП «ВНИИФТРИ» составляет более 170 млн. за сутки.
Всё это говорит об огромной ответственности научно-методического и нормативно-правового сегмента метрологического обеспечения.
Большого внимания требует работа по методическому обеспечению прослеживаемости эталонов и результатов измерений, которая должна проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО/МЭК 17025. Прослеживаемость эталонов обеспечивается посредством сличений государственных первичных эталонов, поверками и калибровками средств измерений, используемых в качестве эталонов или входящих в их состав. Для этого разрабатываются необходимые методики калибровки.
В установленном порядке государственные первичные эталоны и другие государственные эталоны проходят первичную и периодическую аттестации и занесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. Прослеживаемость результатов измерений обеспечивается с помощью применения прошедших проверку средств утверждённого типа или калиброванных средств измерений, применяемых вне сферы государственного регулирования. Методики измерений, применяемые в сфере государственного регулирования, аттестованы и занесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Для обеспечения прослеживаемости результатов измерений потребуется создание новых эталонов величин, референтных методик измерений, разработка новых подходов к обеспечению прослеживаемости результатов измерений виртуальных средств измерений. Предполагается, что одним из них будет такой подход, когда в процессе испытаний с целью утверждения типа средств измерений будут нормироваться только основные, «базовые» метрологические характеристики, а применение виртуальных СИ для конкретных величин из того множества конкретных величин, модели измерений которые они могут создавать, будет осуществляться в рамках аттестованных методик измерений, учитывающих все составляющие неопределённости в каждой конкретной модели.
Это касается многих видов измерений, например, антенных. Решение существующих и возникающих задач метрологического обеспечения в этой области измерений должно быть обеспечено через создание государственных эталонов коэффициента усиления и пространственных характеристик антенн. В настоящее время прорабатывается вопрос о создании исходной аппаратуры в области эталонирования параметров антенн. И при этом также потребуются разработка и внедрение нормативно-методических документов в данной области. Примеры можно продолжить.
Возрастает ответственность метрологических подразделений и служб в период цифровой трансформации экономики. Следует подчеркнуть, что в процессе реализации цифровой трансформации экономики требуется решение целого ряда проблем. Это — организационные, технические проблемы. И наряду с ними — нормативно-методические. Здесь основной проблемой является несовершенство нормативно-правовой и методической баз цифровизации. Факт, что сами процессы в экономике проходят быстрее, чем согласование в различных инстанциях документов, регламентирующих эти процессы. Часто здесь — огромное количество законотворческих проблем. В процессе их преодоления предстоит решение целого ряда задач, которые стоят перед метрологическими предприятиями и организациями. Одной из таких задач является, например, создание метрологической базы для обеспечения единства измерений параметров сигналов с цифровой модуляцией или задачи создания эталона фазовых шумов в области радиотехнических измерений, которые в конечном итоге тоже нацелены на обеспечение цифровой трансформации экономики.

Статья в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.
Оформить подписку и купить печатные номера журнала у издателя.